Если вы, оперируя понятием целевой аудитории чувствуете себя неуверенно, имеет смысл воспользоваться другим инструментом — целевой ситуацией.
Сначала объясню на примере ресторанного бизнеса:
Очень часто есть искушение описать аудиторию через либо демографические и социальные характеристики, либо через «стиль жизни». Такое желание объяснимо — потом легче будет настроить таргетинг в социальных сетях. Но движет ли нами осознание собственного возраста или принадлежность к непримиримой оппозиции при выборе места, где стоило бы выпить чашку кофе с чизкейком? Очень редко! (вспоминаем Клейтона Кристенсена и JTBD).
Даже несмотря на то, что мы ассоциируем себя с тем или иным интерьером и не ожидаем кулинарных шедевров в заведении с кантри-стилем, но ждем неожиданных прочтений канонических вещей в чём-то нонконформистском… Но подождите! Ведь это же не зависит от наших возраста и доходов — это зависит от той ситуации, в которой мы оказались! От того контекста, в который нас и погрузил сам ресторатор.
И таких примеров можно привести много из разных отраслей: порой замена «целевой аудитории» на «целевую ситуацию» совершает переворот и в коммуникациях (и их эффективности), и в самосознании организации.
В этом случае задачей становится не формирование предложения, а формирование правильного ожидания от принимаемого решения.
Да, это очень похоже на «работу, на которую нас нанимают» — не важно кто он сам, важно какую проблему мы решаем для нашего клиента. И все, кто подобную проблему испытывают — будут нам интересны.
Что здесь важно понимать.
Нельзя сказать, что «целевая аудитория» и «целевая ситуация» — это противопоставления. Нет, это иерархия.
Сначала мы определяем целевую ситуацию и лишь тогда, когда спрос слишком высок и удовлетворить весь мы не можем (либо проявляются иные причины, коих немного) — мы подключаем инструмент под названием «целевая аудитория». Выделяя среди рыночных сегментов приоритетные, основываясь на наших технологических возможностях и платежеспособном спросе.
Но в деловой жизни чаще наоборот: сначала мы ищем целевую аудиторию, а потом пытаемся придумать, как бы внутри этой аудитории охватить все ситуации потребления.
Тем самым мы существенно ограничиваем себя, потому как сама целевая аудитория не чувствует себя обязанной соответствовать вашим представлениям и часто позволяет себе чашку кофе с чизкейком в том заведении, в котором её ну никак не должно быть.
В результате, используя на первый взгляд полезный и широко распространённый инструмент под названием «целевая аудитория» мы скорее не помогаем себе, а загоняем себя в такие узкие рамки, где развернуться и измениться не представляется возможным. Но это — лишь ваш выбор. Взгляните на ситуацию, в которой вы важны — и многое изменится.
Проверено практикой.
Сергей, спасибо за высказывание! Я случайно кликнула на 4 звезды, но это неправда, 5+. Вот так и создаются рейтинги. Вы мне очень помогли. Со всех сторон слышу: пока не определила ЦА, нечего и думать двигаться дальше. Я переводчик. Какая у меня целевая аудитория? Всякая, были и “негры преклонных годов”, и премьер-министр одной интересной страны, и безумные начинающие творческие личности, герои-моряки, нефтяники. Как их определить? Да еще говорят: определите их предпочтения и интересы. А они все живут в разных культурах и говорят на разных языках. Английский ведь “лингва франка”. Принцип “целевой ситуации” мне подходит идеально: каждый хочет понять и быть понятым. Причем в незнакомой ему культуре, будь то бренд или человек. Сохранить в другой культуре свою индивидуальность и сделать ее понятной с моей помощью. Многие не верят, но индивидуальность есть не только у брендов, но даже у строгих юристов. Даже в самом стандартном лицензионном договоре, например, лицензионном соглашении, с которым мы все сталкиваемся, когда загружаем какое-то приложение. Спасибо, что поделились! Успехов в ваших проектах:) #transcreate
Юлия, можете конкретнее описать, как помогла Вам эта мысль? Я, извините, не пойму как реализовать эти знания на практике.